Краткое описание сооружения Храма

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СООРУЖЕНИЯ ХРАМА во имя СВЯТАГО ДУХА В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ ЕГО НА АПОСТОЛОВ, в селении Келломяки, по Финляндской железной дороге.

С-ПЕТЕРБУРГ. Типография журнала «Строитель», Фонтанка, 66. 1908.

 

 

Селение Келломяки, как дачная местность, весьма недавнее; но как только стало оно известно, оно скоро разрослось и заселилось дачниками, благодаря своему высокому местоположению. Вместе с этим заселением Келломяки, у дачников возникла мысль о благоустройстве настоящей местности и, конечно, у православных о построении храма, так как местный приходский храм находится в дер. Терийоки, в 5-ти верстах оть Келломяки.

I. Участки жертвователей

Особенно усиленно проводил эту мысль о необходимости здесь храма Божия архитектор Николай Н. Никонов; к этой мысли примкнули многие из дачников; и мысль эта быстро созрела и принесла свой плод: 1905 года 26 июня настоятель приходской Терийокской церкви, протоиерей Петр Поташев, сознавая, что действительно Келломякские его прихожане, хотя бы и временные, лишены религиознаго удовлетворения, и что назрела нужда в построении храма в Келломяки, обратился к Н. Н. Никонову с предложением узнать, не найдутся ли жертвователи ва покупку подходящаго участка земли под церковь.

Первыми откликнулись на этот призыв Келломякские дачевладельцы: крестьянин Иван Серг. Соколов с женою Татианой Петровной и С.-Петербургский купец Павел Филип. Устинов с женою Анной Михайловной. При совместном обсуждении всеми поименнованными лицами как настоящаго положения Келломяки, так и будущаго, выяснилось, что количество земли должно достигать двух десятин, из коего часть должна пойти под церковь и площадь вокруг нея, а часть может понадобиться под причтовые дома, если церковь современем станет самостоятельною приходскою, под школу народную и другия приходския благотворительныя учреждения. Равно достигнуто было соглашение, после неоднократнаго осмотра продававшихся участков земли по окраинам селения, к сторонам Куоккала и Терийоки, равно и в центре его, что церковь необходимо поставить именно в центре селения Келломяки, и на видном месте, которое соответствовало бы своей святой цели, а не позади дач.

Это предварительное соглашение по главному вопросу дало возможность настоятелю приходской Териокской церкви назначить в Келломяки приходское собрание по этому вопросу; собрание состоялось 4 Августа 1905 года. Собрание это признало единогласно необходимость: построения церкви, до времени приписной к Терийокскому приходу, с вольнонаемным причтом, с богослужением в ней лишь в летние месяцы, а не круглый год.

Земельный вопрос на этом собрании разрешился окончательно в следующем виде: 1) Келломякский дачевладелец, крестьянин Иван Сергеевич Соколов и его жена Татиана Петровна пожертвовали участок в 2,400 квадр. метрич. сажен, на сумму 2,280 рублей; 2) дачевладелец С.-Петербургский купец Павел Филиппович Устинов и жена его Анна Михайловна пожертвовали смежный сь первым участок в 2,121 кв. метрич. саж. на сумму 2,014р.95коп.; и 3) Штабс-Капитан Александр Федорович Верещагин и жена его София Максимилиановна пожертвовали средний из 3 участков, отделяющих приобретенные супругами Соколовыми и Устиновыми участки от линии железной дороги, чтобы чрез это, оставивши участок не застроенным, сохранить вид на церковь; мера пожертвованнаго участка — 675 кв. метр. саж., стоимость 1350 руб.

Все эти участки, находящиеся по правую сторону линии железыой дороги, по направлению от С.-Петербурга к Выборгу, в центре селения, в общей сложности составившие одну площадь в 5,196 кв. метр. саж. стоимостью в 5,644 руб. 95 коп., поименованными лицами были приобретены покупкою от владельцев г.г. Канегиссер и Эдельман, причем супруги Соколовы, Устиновы и Верещагины тогда же подали письменное дарственное заявление о пожертвовании приобретенных участков в собственность церкви; дело закрепления несколько замедлилось, так как первоначально, до построения церкви в Келломяки, только и возможно было закреплять землю за приходскою церковью; с построением же церкви в Келломяки закрепление участков и ведется именно за этою Келломякскою церковью.

II. Построение храма.

По приобретений земли был возбужден вопрос и о самом сооружении храма, для каковой цели была избрана церковно-приходским собранием 15 авг. 1905 г. и Епархиальным начальством утверждена Строительная Комиссия в составе следующих лиц: 1) Председатель Протоиерей Петр Васильевич Поташев, 2) Товарищ Председателя и Казначей Павел Филиппович Устинов и члены г.г. местные дачевладельцы: 3) Архитектор Николай Никитич Никонов, 4) Иван Сергеевич Соколов, 5) Илья Львович Васильев, 6) Александр Константинович Ниселовский, 7) Гражданский Инженер Сергей Петрович Кондратьев, 8) Александр Александрович Поликарпов, 9) Константин Андреевич Штутман, 10) Иван Мартынович Мельциус, 11) Василий Иванович Пронин, 12) Гражданский Инженер Николай Николаевич Никонов, 13)Николай Арсеньевич Бородулин, 14) Полковник Иннокентий Константинович Налетов.

По утверждении комиссии, состоящей из вышеназванных лиц, было приступлено в 1906 году к сооружению храма, при чем начались пожертвования как деньгами, так равно материалами и предметами первой необходимости для вновь созидаемаго храма, так: 1) Архитектор Никонов пожертвовал свой труд по составлению проэкта и по наблюдению за постройкою, 2) С.-Петербургский купец Павел Филиппович Устинов и его супруга Анна Михайловна и супруги Рубцовы пожертвовали весь гранитный фундамент на сумму 2,000 руб. Они же, супруги Устиновы, пожертвовали весь колокольный звон при храме на 2,000 р. При содействии г.г. Устиновых, от имени г.г. Рубцовых пожертвовано 1,000 бревен на сумму 2,000 руб. и деньгами 2,000 р. 3) С.-Петербургский купец Иван Сергеевич Соколов и его супруга Татиана Петровна пожертвовали деньгами 500 руб. 4) Александр Константинович Ниселовский пожертвовал деньгами 300 руб.; 5) Иван Мартынович Мельциус пожертвовал все кресты на храме в количестве 12 штук стоимостыо до 1,000 р., 6) Гражданский инженер Сергей Петрович Кондратьев пожертвовал печные материалы на сумму 359 руб., а печныя работы делались г. Смолиным безплатно, 7) Финляндский купец и заводчик Илья Лаврентьевич Галкин пожертвовал все столярныя работы (двери, оконныя рамы) на сумму 1,500 р. 8) Купец Иван Поликарпович Квашнин пожертвовал все стекла в окна и двери храма на сумму 800 р. 9) Г. Константин Андреевич Штутман пожертвовал 100 р. деньгами. 10) Г-жа Тереза Ритц пожертвовала 800 р. деньгами. 11) Супруги Пронины — 300 р. деньгами; 12) Александр Александрович Поликарпов пожертвовал 100 р. деньгами.

Таковы были первоначальныя жертвы лиц, откликнувшихся на дело построения Св. храма. По утверждении проэкта Императорским Финляндским Сенатом, было приступлено к постройке, каковая была сдана комиссиею, по единогласному постановлению ея от 4-6 июня 1906 г., С.-Петербургскому подрядчику В. К. Лагунскому, который исполнял работы: 1) плотничныя на сумму 4534 руб. 2) кровельныя на сумму 843 руб. и 3) малярныя на сумму 451 р.

Работы по сооружению храма велись настолько успешно, что уже 18 июня 1906 г. была совершена закладка Высокопреосвященнейшим Сергием Архиепископом Финляндским и Выборгским, а 27 августа того-же 1906 г. храм был освящен также Высокопреосвященнейшим Архиеписком Сергием.

III. Вновь сооруженный храм в честь Св. Духа.

Сооруженный в 1906 г. храм в честь сошествия Св. Духа на апостолов, построен по проекту Архитектора Н. Н. Никонова, в русском стиле ХVII столетия.

Эскиз храма был одобрен церковно-приходским собранием 15 августа 1905 г., причем собранием поручено было Архитектору Н. Никонову составить подробные чертежи и cмету. Разработанные последним чертежи и смета были разсмотрены строительною комиссиею в собрании ея 21 февраля 1906 г., приняты и удостоились утверждения как со стороны Епархиальнаго начальства, так и от Императорскаго Финляндскаго Сената.

Место на участке для построения храма избрано также комиссиею по тщательной проверке участка в натуре, собранием 16 апреля 1906 г. В настоящее время храм находится в следующем виде: деревянный, на гранитном фундаменге, весь рубленный из бревен, о 12-ти главах луковичной формы, крытый железом, окрашенным масляною краской; храм этот следующих размеров: в длину сь алтарем и папертью 15 саж. в ширину 7 1/2 саж., и в высоту — в центральной части средняго купола, внутри от церковнаго пола — 6 1/2 саж.

Закончен храм пока вчерне, с наружной стороны не обшит и не отделан окончательно, но прокрашен один раз желтою масляною краскою (огрунтован); внутри храм обшит вагонным рустиком, не окрашен.

Храм расположен в виде корабля, с примыкающей к нему колокольней, восьмигранной шатровой формы, высотою от уровня земли и до креста 14 саж.

В храм ведут три входа: один главный с западной стороны и два боковых — один с северо-западной, а другой с юго-западной стороны, кроме них еще имеется вход с восточной стороны, ведущий в алтарь и ризницу; в западной части храма расположены поместительные хоры. По расположению своему храм может вместить один главный престол и два в приделах, из коих устроен и освящен, в настоящее время, один главный — в честь сошествия Св. Духа.

Храм освещается окнами, расположенными в 3 яруса; в главном алтаре 6 окон и в куполе 6 окон.

Отопление храма производится четырьмя изразцовыми печами, из коих две помещаются по бокам главнаго входа, и две — в алтаре и ризнице.

Окна закрываются металлическими шпингалетами, пожертвованными г. Г. Озгов; в окна вделаны массивныя железныя решетки; наружныя двери всех четырех входов обиты железом с брусковыми накладками из полосоваго железа, с болтами пропущенными сквозь двери во внутрь храма, и с массивными замками.

IV. Алтарь храма.

Главный алтарь храма имеет следующие размеры: от иконостаса до восточной стены 9 арш., ширина алтаря 7 арш., высота в средней части 11 арш. Главная часть алтаря — горнее место — украшено запрестольным образом Св. Троицы, Отца, Сына и Св. Духа, в деревянном резном с позолотою киоте; образ этот (без киота) пожертвован В. И. Прониным.

Св. Престол, жертвенник и шелковыя голубого цвета облачения на них пожертвованы И. Л. Васильевьм. За Св. Престолом имеются бронзовый крест на металлической тумбе, бронзовый золоченый семилампадник, а на Престоле бронзовый золоченный ковчег; вещи эти пожертвованы М. М. Лихачевым. На Св. Престоле Евангелие в лист, бронзовое, золоченное, с финифтяными изображениями пожертвовано г-жей Е. Д. Екимович, и второе Евангелие бронзовое золоченное с металлическими изображениями пожертвовано г. Смолиным. Малое Евангелие в серебряном вызолоченном окладе и два серебряных вызолоченных напрестольных креста пожертвованы Виктором Александровичем Ивановским.

Кроме того в алтаре находятся следующия иконы: 1) иконы двунадесятых праздников в двух киотах крестами; 2) икона перед жертвенником «Моление о чаше»; 3) икона «Сошествия Св. Духа на апостолов»; 4) икона «Господа Вседержителя» в деревянном киоте; 5) икона Спасителя над царскими вратами и шелковая завеса пожертвоваиная И. Л. Васильевым, столик к престолу и облачение на него пожертвовано также И. Л. Васильевым.

V. Иконостаc главнаго алтаря.

Иконостас главнаго алтаря, в честь Св. Духа, исполнен из сосноваго дерева, окрашен масляною краскою, а резьба и царския врата вызолочены червонным золотом на мардане.

В иконостасе все иконы написаны на цинковых досках в стиле «Строгановскаго иконописания».

В первом ярусе четыре иконы и две двери; из икон две местныя — Спасителя и Божией матери — пожертвованы И. С. Соколовым, икона Святителя и чудотворца Николая пожертвована г. Гурьяновым. Икона Сошествия Св. Духа на апостолов, и в северных и южных дверях иконостаса иконы Архидиакона Стефана и Апостола Петра; в кружках над царскими дверями три иконы: глава Св. Пророка Иоанна Крестителя и мученицы Татианы.

В верхней части иконостаса, над «царскими вратами» икона Тайной вечери; над северными дверями — Воздвижения Креста Господня и над южными дверями икона Вознесения Господня. Над карнизом иконостаса с правой стороны иконы: Преподобнаго Павла Фивейскаго, Св. Царя Константина и мученика Дорофея, с левой стороны — иконы: Св. праведныя Анны, Св. царицы Елены и препод. Матроны.

В царских вратах иконы: Благовещения Пр. Богородицы, Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова и два образа Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах.

Весь иконостас, с иконами по заказу строительной комиссии исполнен фирмою Оловянишников за общую сумму 1,500 руб. В уплату счета за иконостас пожертвовано г-жей К. Т. Ивановой 1,307 р. 80 коп., два же последние образа — Спасителя и Божией Матери на царских вратах пожертвованы И. Л. Васильевым.

VI. Внутренняя часть храма.

Внутренняя часть храма с солеями и папертью равняется 65-ти квадр. саж. и может вместить 1,040 человек.

В храме имеются следующие предметы: а) в правом приделе:   1) икона Моления о чаше;   2) Свят. Петра Александрийскаго, пожертв. Протоиереем Петром Поташевым;   3) икона Спасителя, в серебряной ризе, в отдельном киоте,   4) икона Божией Матери Троеручицы в простом киоте,   5) икона Божией Матери Всех Скорбящих радости в киоте,   6) икона Свят. Спиридона Тримифунтскаго,   7) Божией Матери Нечаянныя Радости и икона муч. Дорофея и препод. Матроны в серебр. ризе и ореховаго дерева киоте, пожертвованы супругами Устиновыми.

б) На солее:   1) в угловом киоте ореховаго дерева несколько икон пожертвованы г-жей Шамониной;   2) икона двунадесятых праздников;   3) икона Спасителя;   4) икона Казанской Божией Матери;   5) икона Иверской Божией Матери;   6) Преподобн. Сергия и Германа, валаамск. чуд.,   7) икона Св. Троицы.

с) В собственно внутрен. части храма:   1) Самою первою иконою в вновь сооружаемый храм была принесена икона Божией Матери, именуемая «Умягчение злых сердец» древняго иконописания, пожертвованная И. М. Мельциус, находится она в правой стороне храма в простом киоте;   2) пред главным алтарем у клироса в деревянных резных киотах иконы: Нерукотвореннаго Спаса, пожертвована (без киота) г. Никитиным, а киота — г-жей Устиновой и   4) икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших», пожертвована с киотом И. С. Соколовым с супругою;   5) икона Божией Матери, именуемая Казанской, в 6елом с позолотою киоте, пожертвована г-жей Е. М. Ивановой;   6) икона Преподобнаго Серафима Саровскаго Чудотворца, в белом с золотом киоте, пожертвована И. К. Ивановым;   7) икона Божией Матери, именуемая «Тихвинския», в простом киоте, пожертвована П. С. Суриныь;   8) икона Воскресения Христова и двенадцати праздников, на аналое, и при ней белый металлический подсвечник с фарфоровою свечею, пожертвованы г-жей Е. В. Никоновой;   9) икона Вознесения Господня в золоченной раме, при ней лампада, — пожертвованы г-жей Крейцман;   10) изображение Св. Голгофы, т. е. Распятие Господа нашего Иисуса Христа с предстоящими: Божией Матерью и Апостолом Иоанном Богословомть, при ней массивный подсвечник с фарфоровой свечей и плюшевый занавес, пожертвованы г. В. А. Ивановским;   11) в куполе храма помещены четыре иконы апостолов и евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова, пожертвованныя г. К. А. Штудтман; справа средней части храма помещены иконы:   12) Успение Пр. Богородицы, пожертвованная служащими мастерской И. Л. Васильева;   13) Воскресения Христова и двенадцати праздников, в серебряной ризе, в деревянном резном киоте, с лампадой, пожертвована г. Малковым;   14) Икона ап. Силы, Симона и муч. Иоанна Воина, в серебрянной ризе в деревянном резном киоте, с лампадой пожертвована г. Лихачевым;   15) Святцы на круглый год, в деревянном резном киоте, с лампадой, пожертвована г-жей Ефимовой;   16) Знаменья Пр. Богородицы, в резном ореховаго дерева киоте, с лампадой и находится с левой стороны храма;   17) Николая Чудотворца в деревянном резном киоте с лампадою;   18) Божией Матери;   19) Спасителя;   20) Серафима Саровскаго, в простом киоте;   21) тридцать шесть икон разнаго размера и два кипарисовых креста, в дубовом киоте, пожертвованы Н. Н. Никоновым;   22) в центральной части икона Николая Чудотворца, в багетной раме, пожертвована княгиней Тенишевой; у колонн:   23) Спасителя в простом киоте и два медных креста;   24) Николая Чудотворца в простом киоте;   25)Святцы на круглый год, в четырех багетных рамах, пожертвованы г. Ивановским, с двумя массивными маталлическими лампадами;   26) Пр. Богородицы «Взыскание Погибших» — г-жей Никоновой;   27) Знаменья Пр. Богородицы, в простом окладе;   28) Серафима Саровскаго, с лампадой, — жертва г. Екимович;   29) Покров Пр. Богородицы, в киоте ореховаго дерева;

Кроме того пред иконами находятся еще двенадцать металлических подсвечников с фарфоровыми свечами, частию доброхотное даяние, а частию приобретены церковью на собственныя деньги, и четыре кронштейна для лампад, пожертвованы г. Мельциус. Вновь пожертвованы г. Н. Н. Никоновым две металлическия лампады с железными окрашенными краской свечами.

VII. Ризница.

С левой стороны алтаря находится особое помещение, в котором хранится церковная утварь и др. предметы; это помещение служит ризницею при храме. В ризницу ведут две двери; одна из средней части храма и другая из алтаря.

В ризнице хранятся следующие предметы: 1) образ Преп. Василия и Св. Анны, в простом киоте; 2) — Спасителя; 3) Божией Матери, без киота оба; 4) Серебряные вызолоченные сосуды: потир, дискос, звездица, лжица, два блюда и ковш, два копья и губка для сосудов пожертвованы г-жей Ниселовской; 5) металлический вызолоченный ковш; 6) три блюда для просфор; 7) два кропила; 8) мирница с двумя кисточками, губкой, ножницами и двумя сосудами для мира и елея; 9) всенощное блюдо, для освящения хлебов, металлическое — дар свящевника Александра Никитина; 10) чаша для освящения воды; 11) кувшин для св. воды; 12) фонарь для крестнаго хода; 13) три подсвечника белаго металла; 14) два трехсвечника на престоле, пожертвованы г. Доль; 15) три выносных подсвечника; 16) свеча диаконская металлическая; 17) купель белаго металла; 18) два кадила белаго металла; 19) зеркало в раме краснаго дерева, 20) чайник никелированный; 21) четыре вешалки и ножницы;
Облачение: 22) серебряное 94 пробы с золотыми крестами, полное священническое, диаконское и стихарь для псаломщика — жертва И. Л. Васильева; 23) черное, манчестеровое, священническое, без подризника, и диаконское — дар И. Л. Васильева; 24) зеленое шелковое — священническое и диаконское — дар И. Л Васильева; 25) голубое, шелковое, священническое, диаконское и стихарь для псаломщика — дар Посконовой. Воздухи: серебряные, шитые золотом и шелком, пожертв. И. Л. Васильевым. 26) голубые плюшевые, шитые мишурой; 27) парчевые, мишурные; 28) белые бархатные, мишурные; 29) красные, мишурные; 30) шесть разных пелен; 31) синий шелковый покров с кистями для престола; 32) покров мишурный с кистями, пожертвован г. Заводовским; 33) завеса для царских врат; 34) три шелковых плата.
Книги: 35) типикон — жертва А. Е. Афанасьева; 36) Триодион; 37) двенадцать книг «Минея» на 12 месяцев 38) псалтирь следованная; 39) две книги Октоиха; 40) триодион; 41) две книги Пентикостарион; 42) Минея общая, 43) анфологион; 44) книга молебнаго пения; 45) часослов; 46) апостол, пожертвованный Священником А. Никитиным; 47) служебник.

VIII. Главные предметы церковной утвари.

В храме, кроме вышепоименованных св. икон, имеются еще другие предметы церковной утвари, пожертвованные разными лицами: 1) плащаница, живописная, без предстоящих, шитая золотом по малиновому бархату; 2) таковыя же две золотошвейныя хоругви с чехлами; плащаница и хоругви пожертвованы И Л. Васильевым; стоимость их 350 рубл. 3) Бронзовое, литое, золоченное, художественной работы, паникадило о 18 свечах и два таковыя же бра в алтаре; пожертвованы г-жей Е. В. Никоновой; 4) четыре массивных серебряных подсвечника с мраморною верхнею доскою пред иконостасом и четыре выносных подсвечника пожертвованы В. А. Ивановским; 5) бронзовое, золоченое, о 15 свечах паникадило, пожертвовано А. И. Ивановым; 6) пять аналоев в шелковых голубых облачениях пожертвованы И. Л. Васильевым с супругою, всего г. И. Л. Васильевым пожертвовано на общую сумму 1,077 р.; 7) бархатный ковер — дорожка, длиною 15 арш. пожертвован г-жей Е. И. Кожевниковой; 8) двенадцать табуретов; куплены на церковныя средства 9) одежда на аналой, под образ Тихвинской Божией Матери, пожертвована г-жей Пояснициной.

Наконец, здесь должно с благодарностию упомянуть, что все типографския работы, как-то: повестки, обявления отчет и проч. (на сумму 110 р.) исполнены безвозмездно типографиею журн. «Строитель».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *